Формула продажи бизнеса

Вы твердо решили: «Продам фирму!», - но как бы не казалось это просто, на самом деле, все выглядит гораздо серьезнее. Ведь это не просто переписать все документы на другого человека и получить все деньги. Вся процедура продажи бизнеса осуществляется по определенному алгоритму.

Когда вы начинали свой путь, то все начиналось с идеи, бизнес-плана, поиска инвестиций, помещения, подбор специалистов и много чего еще. Продажа готового бизнеса также последовательная цепочка. И от того, насколько все звенья будут правильно выполнены, будет зависеть, как быстро вы продадите свое дело и сколько денег за то получите. Идеальный вариант – обратиться к фирме-брокеру. Тем не менее, вы должны понимать последовательность действий.

Рассмотрим алгоритм на схеме:

Алгоритм продажи среднего и малого бизнеса

Ниже дадим краткую характеристику для каждого из пунктов алгоритма.

Оценка стоимости бизнеса

Когда вы хотите продать бизнес, то, наверняка, знаете, сколько он стоит. В любом, случае, оценка необходима. Во-первых, зная цену, вы можете аргументировать ее потенциальному покупателю. Ведь так может быть, что вы занижаете рыночную стоимость и рискуете продать бизнес очень дешево. А если наоборот – ваша цена слишком высока, то продажа может затянуться на неопределенный срок, в виду того, что покупатели будут считать такую стоимость неадекватной. И это вовсе не потому, что вы хотите нажиться и нарочно повысили цену, а просто из-за незнания. Как итог, о вас сформируется мнение, как о нечестном человеке и иметь с вами какие-то общие дела не захочется.

Еще одна причина, по которой необходимо знать рыночную стоимость бизнеса – это аргументация покупателю. Чем достовернее и реальнее будет цифра – тем быстрее вы продадите бизнес и получите сумму, которую вы просите.

Для оценки бизнеса лучше привлечь независимую компанию. Профессионалы дадут реальное представление о рыночной стоимости вашего дела.

Предпродажная подготовка

Прежде, чем что-либо продавать, нужно привести товар в надлежащий вид. Так и с бизнесом. Перед тем, как выставлять его на продажу приведите его в порядок. Это касается документации, например, договора аренды. Иначе, если вы это станете делать уже при покупателе, оттягивая время, непосредственно, передачи бизнеса, то вы можете просто потерять покупателя.

Инвестиционный меморандум

Инвестиционный меморандум – это, иными словами, описание бизнеса. Такая процедура проводится после предпродажной подготовки. Вы уже знаете, что все у вас внутри компании в порядке и на все 100 готовы общаться с потенциальными покупателями. Иногда такие описания достигают сотни страниц, все зависит от рода деятельности. Конечно, над этим придется поработать, привлечь сюда сотрудников, чтобы каждый описал сегмент работы. Зато в дальнейшем вы будете общаться с заинтересованными людьми, которые прочли меморандум и серьезно задумываются о покупке бизнеса. И снова – это экономия вашего времени.

Поиск покупателей

В таком деле вы можете искать целевую аудиторию, где угодно – знакомые, партнеры и так далее. Но здесь вероятность недополучить денег за бизнес, так как знакомые могут торговаться. Да и связываться со знакомыми - очень часто неблагодарное дело. Еще один фактор, почему не стоит продавать бизнес через партнеров или доски объявлений – ваши сотрудники и подрядчики могут узнать об этом, и вы рискуете остаться без штата или его квалифицированной части. А это важнейший фактор при продаже готового бизнеса. Наиболее выигрышный вариант - доверить продажу предприятия бизнес-брокерам, которые сделают работу профессионально.

Проверка предприятия инвестором

Такая процедура является обязательной при продаже бизнеса. И если вы провели подготовку к продаже корректно и у вас все в порядке с налоговой и банковской отчетностью – переживать вам не о чем. Ведь инвестор имеет полное право знать информацию о том, что он покупает. Часто после такой проверки инвестор вносит задаток. Тогда и вы, и покупатель будете уверены в серьезности намерений.

Согласование условий сделки

Если коротко, то согласование – это составление договора купли-продажи. В договоре излагаются все действия пошагово. И это очень важный момент. Прежде, чем приступить к активным действиям – переоформлению документов, передаче бизнеса, - изложите все на бумаге. Такой деловой подход покажет вас, как человека грамотного и подкованного, а покупатель, в свою очередь, будет спокоен, что он платит деньги продавцу, который никуда не исчезнет. При составлении договора также лучше привлечь бизнес-брокера, чтобы все аспекты были учтены и верно трактовались.

Юридическое оформление

Продажа готовых компаний в Украине предполагает следующую последовательность:

  1. Замену учредителей.
  2. Создание нового юридического адреса.
  3. Передача покупателю всех активов предприятия.
  4. Продажа бизнеса, как имущественного комплекса.

Вход инвестора в компанию

После того, как новый хозяин бизнеса взял на себя бразды правления, компания должна приносить ту прибыль, которая описывалась в инвестиционном меморандуме. Для этого в договоре о купле-продаже могут быть прописаны пункты, которые будут говорить о том, что продавец компании какое-то время будет содействовать развитию бизнеса. В таком случае, продавец и покупатель будут сотрудничать, ездить на встречи, знакомиться с партнерами, клиентами и т.д. В общем, вести преемственные отношения. Это необязательное условие, но тем не менее при таком подходе сделка пройдет выигрышно для обеих сторон.


Назад
Список тем